Брасид, спартанский полководец (brasid) wrote,
Брасид, спартанский полководец
brasid

Category:

Ликбез по Сасанидам. Часть первая

Писать о том, о чём и сам представление имеешь весьма приблизительное - сложно и странно. Ещё с месяц назад я не знал о Сасанидах ничего, кроме того, что они и были, и на что натыкался в работах по истории Византии. Осознав этот пробел в образовании, я решил его восполнить и прочёл несколько сотен страниц, которые либо нарыл в Интернете, либо нашёл у себя в электронной библиотеке. Пересказывать и, таким образом, систематизировать прочитанное - хороший способ запомнить самому. Сложность в данном конкретном случае в том, что проделанный мною путь ближе безалаберному студенту, которому лень ради составления реферата дойти до библиотеки, чем настоящему энтузиасту, так что прошу не судить строго. Текст, как и было указано в заглавии, - только ликвидация безграмотности, причём именно что моей. Для тех, кто понимает, что прочесть статью профессионала - гораздо полезнее, чем мой пересказ, список источников прилагаю.


1. The Cambridge History of Iran. Vol. 3. The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods. Part 1. 1983.
2. Touraj Daryaee The Political History of Eran in the Sasanian Period на сайте Sasanika.
3. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 7. Работы по исторической географии Ирана. М., 1971.
4. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958.
5. Колесников А.И. Гонения на христиан в доисламском Иране // Православная энциклопедия.
6. Колесников А.И. Иран в начале VII века. Л., 1970.
7. Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана. М., 1969.
8. Паткапьян К. Опыт истории династии Сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями // Труды Восточного отделения Имперторского археологического общества. Т. 14. СПб., 1869.
9. Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI-VII вв. М.; Л., 1949.
10. Риза Ша‘бани Краткая история Ирана. СПб., 2008.

Я рекомендую залезть на сайт Sasanika (англ.) хотя бы потому, что там есть несколько очень неплохих фотогалерей, и можно посмотреть, как всё это выглядит.

Национальное возрождение

Первое, что нужно уяснить в отношении государства Сасанидов - Сасан не был его основателем. Первый известный нам достоверно персонаж и основатель независимого государства носил имя Арташир и получил первый номер впоследствии. О том, кем были Сасан да ещё некий Папак существует много версий, которые последовательно перечисляют все степени родства - от отца до тестя - по отношению к Арташиру. Второе, что следует уяснить не менее твёрдо - государство Сасанидов называлось Эраншахр (государство/царство иранцев), а нынешний термин закрепился лишь в головах историков.

Итак, Арташир I поднял восстание против парфянского царя Артабана IV и в 224 году одержал над ним решительную победу. Артабан был убит. Так возникло государство Сасанидов. На первый взгляд, этот факт сам по себе выглядит достаточно странным, поскольку назвать Артабана IV слабым правителем - весьма трудно. Именно ему принадлежит честь разгрома римской армии при Нисибисе в 217 году, а перед тем и победа над Каракаллой 216 года. Даже римляне - лучшие солдаты того времени - не могли справится с Парфией, как же это удалось правителю небольшой области Парс (Фарс), расположенной на восточном берегу Персидского залива?

Парфия была государством слабоцентрализованным. Она возникла на руинах государства Селевкидов, власть в ней принадлежала племени парфян, а точнее парфянской династии Аршакидов, которая и после падения Парфянского царства сохраняла долгое время престолы менее значительные (как, например, в Армении). Несмотря на то, что парфяне во многом усвоили налёт греческой культуры - смотрели трагелии в античных театрах и изображали сюжеты греческих мифов на своих монетах, - они так и остались, кажется, дикарями. Родоплеменные отношения играли в государстве важнейшую роль, и поскольку парфяне сохраняли вождество у себя, то и от других иного не просили. Во многих областях правили местные династии, от которых только и требовалось: платить дань и выставлять войска на время войны.

Так и вышло, что на территории Парса-Фарса существовало по меньшей мере одно зависимое от парфян царство, а может и несколько. Чем занимались Сасан и Папак, и даже кем они собственно были - неясно, но одно мы знаем наверняка. Этим предкам Арташира удалось путём сложной системы браков соединить два рода: царский и жреческий. Судя по всему, именно в этом и кроется причина оглушительного успеха их потомков. Ряд историков говорит о восстании Арташира как о некоем национально-освободительном движении. Можно спорить о терминах, но тем не менее очевидно, что Сасаниды действительно основывались в своей идеологии не на могуществе Парфии, а значительно более раннем периоде - державе Ахеменидов, времени владычества персов (иранцев), их древней культуре и религии. С воцарением Сасанидов греческие мифы исчезают с монет, а на скалах снова начинают выбивать восхваляющие царей надписи и барельефы, не уступающие знаменитой надписи Кира на Бехистуне. Само название царства говорит о том, что именно иранцы являются его государствообразующей нацией. Тем не менее, надо отметить, что пехлевийский (в буквальном переводе - парфянский) язык сохранил своё значение.

Ещё один вопрос, который стоит рассмотреть вкратце: почему гражданская война и смена власти на Востоке не привели к серьёзным победам римского оружия? Очевидно, что Арташир воспользовался войной Артабана с Римом и поэтому имел достаточно времени, чтобы накопить войска и объединить восточных князей для битвы со своим "сюзереном". Но, казалось бы, разгром парфянской армии должен был ослабить западные границы государства. Дело в положении Рима в начале III века - кризис империи, смена императоров чуть не каждые полгода - когда чаще, когда реже, дали Арташиру время не только захватить власть, но и укрепить новую государственную систему, несмотря на войну сложную и кровопролитную борьбу с армянской ветвью Аршакидов. Более того, покорив практически все владения Аршакидов, Арташир вторгся в римские пределы и после смерти Александра Севера в 235 году присоединил к своему царству Месопотамию.

Арташир умер в 241 году. Его наследником был Шапур I (241-270). За своё 30-летнее правление он провёл серию успешных войн с Римом и в 260 году пленил римского императора Валериана, которого, по преданиям, использовал в качестве скамеечки, когда садился на коня. При нём был сделан барельеф, повествующий об этой победе. Успех в войнах с Римской империей неизменно сопутствовал Сасанидам до 280-х годов, когда сначала Марк Аврелий Кар, а чуть позже и Диоклетиан не нормализовали положение в Римской империи и её армии. Существенно расширив свои владения завоеваниями, Шапур I принял характерный титул "царь Ирана и не-Ирана". Вот так-то.

Царь и жрец

Здесь я вынужден сделать небольшое отсутпление. Дело в том, что пересказ последовательности событий не даёт возможности выделить и рассмотреть внимательно исторические явления. Думаю, эта мысль в пояснениях не нуждается - достаточно посмотреть на названия большинства научных работ. Поэтому, оставив в стороне на время внешнюю политику и даже большую часть внутренней, мне кажется разумным сосредоточиться на религиозном вопросе, который в ранней истории Сасанидов сыграл, судя по всему, определяющую роль и, к тому же, оказал значительное влияние и на окрестные области, в т.ч. лежащие к западу от Эраншахра. Чтобы рассмотреть его в целости придётся взять в оборот всё время от Шапура I до Шапура II (309-379), охватив таким образом большую часть III-IV вв.

Кроме того, вынужден оговориться, что с датами ранней истории Сасанидов есть некоторые сложности: существуют две хронологические системы, разница между которыми ровно три года (ссылки и таблицу см. The Cambridge History... P. 118-119). Я расставляю даты, пользуясь Touraj Daryaee The Political History..., автор которой придерживается хронологии Хеннинга.

Судя по всему, зороастризм до воцарения Сасанидов не был религией строго догматической и как-либо централизованной: единой иерархии не было, многое в текстах и обрядах  основывалось лишь на устном предании, на местах обычаи и пантеон изменялись под влиянием ситуации. Весьма ярко о том свидетельствует расшифровка надписи Кардира (см. Луконин В.Г. Культура... с. 87-88), в которой автор текста особенно отмечает придание некоторым храмам государственного статуса - очевидно, другие храмы его не имели. Когда именно началось упорядочивание зороастризма - точно не установить, но, судя по всему, серьёзным стимулом для объединения, стуктуризации и кодификации зороастризма стала опасность, исходившая от новой веры. Этой верой было манихейство. Здесь не место для рассуждений, что это самое манихейство из себя представляло, достаточно сказать, что это был синкретический культ, распространяемый пророком по имени Мани, который, по всей вероятности, претерпевал значительные изменения от местности к местности ещё при жизни пророка.

Шапур I, как и его отец, был не только шахиншахом - таков был титул сасанидского правителя: царь царей, - но и жрецом. Первые Сасаниды честно исполняли свои жреческие обязанности, участвовали в ритуалах и указывали на своё божественное происхождение в официальном титуле. Тем не менее, именно в правление Шапура в государстве Сасанидов получает распространение манихейство. Мани пользовался поддержкой царя, который беседовал с пророком лично и дал ему официальное разрешение на проповедь в своих владениях. Нужно сказать, что одновременно на сцене появляеттся и уже упоминавшийся Кардир, который однако при сильном и самостоятельном Шапуре не мог добиться от царя ареста проповедника, хотя и был назначен главой жречества. Я нигде не читал следующего предположения, но, думается мне, что Шапур использовал манихейство как средство для ослабления жречества, которое на всём протяжении истории Сасанидов играло немалую роль в государстве. Не случайно, спустя совсем немного времени после смерти Шапура, Кардир получил власть практически неограниченную.

Шапуру наследовал его сын Ормизд I (пехлевийский вариант Ахурамазды, если что), который также не дал разрешения Кардиру на арест Мани, и даже разрешил последнему проповедь в Вавилонии. Однако править Ормизду пришлось недолго - он умер уже на следующий год после воцарения. Зато следующие два царя - Бахрам I (271-274) и особенно Бахрам II (274-293) - судя по всему, всходили на престол при поддержке Кардира, и жрец получил в свои руки значительную власть. Не то в 273, не то в 276 году Мани был схвачен и казнён. Поползли слухи о том, что он избежал гибели, и тогда его голова была выставлена на всеобщее обозрение. По всему государству начались гонения на иноверцев. Во время царствования Бахрама II Кардир создал государственную зороастрийскую "церковь" - магустан, была сделана редакция текста Авесты, созданы каноны иконографии и основа пантеона.

После периода практически неограниченного владычества Кардира и времени смут последней декады III века на престол взошёл Шапур II. Его правление - самое долгое и блестящее в истории империи Сасанидов: 70 лет с 309 по 379 год. К этому времени относятся два важных события в религиозной сфере. Первое - установление христианства в качестве государственной религии в Римской империи, что, естественно, привело к серьёзным репрессиям против христиан в Иране. Второе - новая реформа зороастризма, проведённая Адурбадом Махраспанданом (выговорить не могу). На ней нужно остановиться немного подробнее. В религиозном смысле изменения, насколько я понимаю, плохо изучены, поскольку о том, что было до того нет почти никаких сведений. Была проведена новая редакция Авесты, составлена основаня гимнография. Однако важно отметить, что новая реформа сильно отличалась от старой в политическом смысле. Шапур II, как и его более ранний тёзка, не хотел делить с жречеством власть над страной. Картир проводил реформу, обладая властью сравнимой с царской. Реформа Адурбада проводилась под царским надзором. Картир стремился сделать жречество независимой силой, а государственное устройство приблизить к теократическому, Адурбад был вынужден довольствоваться меньшим. Шапур II был последним царём, который указывал в своём титуле божественное происхождение и, видимо, последним, кто помнил, что царь и жрец - одно лицо. Отныне цари не считали нужным хотя бы формально находиться в жреческой иерархии, да ещё и не на роли верховного жреца. Религия выполнила свою функцию объединителя, но оказалась очень опасным и непредсказуемым средством. Цари не только не были заинтересованы отныне усилять созданную государственную религию, но и постоянно стремились ослабить чрезмерную власть жрецов.

Есть ещё один интересный факт, на который стоит обратить внимание. Ряд историков считает, что приблизительно в это время в империи Сасанидов была создана система, которая в будущем перекочевала в исламские государства - в первую очередь имеется ввиду турецкая система миллетов. Во-первых, иноверцы стали платить специальный налог за свою безопасность, а во-вторых, как указывает Бартольд, иранцы долгое время считали не считали торговлю достойным занятием, и она была полностью передана в руки всё тех же иноверцев. Перелом наступил, судя по всему, только веке в VI в.

От Шапура до Шапура

Теперь следует вернуться немного назад и коротко описать события, в большинстве - внешнеполитические, между смертями Шапура I и Шапура II.

Бахрам II был как правитель вовсе не так успешен, как Картир в роли религиозного реформатора. Его брат Ормизд поднял восстание, создав на востоке фактически независимое государство. Стоило Бахраму направиться туда с войсками, как временно реанимированная императором Каром Римская империя нанесла удар с запада. Римляне заняли даже столицу Сасанидов - Ктесифон. Полное поражение предотвратила только внезапная смерть римского императора в 283 году то ли от удара молнии, то ли от болезни.

В 293 году к власти пришёл ещё один сын Шапура I - Нарсе. Ему удалось подавить выступления внутри страны, но в этот период Рим опять ожил под властью Диоклетиана. Сасаниды были побеждены и вынуждены заключить так называем Нисибисский мирный договор 298 года, по которому римляне получили территории до реки Тигр, контроль за торговлей и влияние на Кавказе. Невыгодный договор подорвал авторитет Нарсе, и он отрёкся от престола в пользу своего сына Ормизда II. В правление Ормизда Армения приняла христианство.

Наследником Ормизда стал Шапур II. Он был возведён на престол ещё совсем молодым и первое время, судя по всему, принимал весьма незначительное участие в управлении. Прямо как Иван Грозный. Впервые его личное участие засвидетельствовано во время карательных экспедиций против арабов, вторгавшихся в южные пределы империи. Причём, судя по всему, он не только наказал их, но и многих переселил во внутренние области своего государства.  В середине IV столетия Шапур II без особых последствий остановил вторжение с востока племён хионитов и даже подчинил их своей власти.

Шапуру удалось вернуть Сасанидам преимущество в борьбе с Римом. В 359 он разорил Амиду и переселил её население в своё царство. В 363 году в свой печально извесный поход отправился Юлиан Отступник, но войска его были разбиты, а сам он погиб при невыясненных обстоятельствах. Преемник Юлиана Иовиан заключил новый Нисибисский договор (363 года), по которому Рим потерял влияние над Месопотамией и Арменией, а также контроль над торговлей с Востоком - Нисибис вернулся под контроль персов.



...и это только начало.

Часть вторая.
Tags: история
Subscribe

  • Попы на мерседесах - не главная проблема

    Кто знает больше, Пусть скажет лучше. А я ответов Других не нашел... Юлий Ким, "Московские кухни" UPD: После всякого перечтения свой…

  • (no subject)

    За последнее время несколько раз пришлось объяснять, может, и тут кому будет полезно. Большая часть дат по ранней русской истории, которым учат в…

  • Недодуманная мысль

    У каждой эпохи своя атмосфера, и я часто думаю, почему в одних мне душно, в других - свободно? Почему, хотя я представлю историю, как множество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Попы на мерседесах - не главная проблема

    Кто знает больше, Пусть скажет лучше. А я ответов Других не нашел... Юлий Ким, "Московские кухни" UPD: После всякого перечтения свой…

  • (no subject)

    За последнее время несколько раз пришлось объяснять, может, и тут кому будет полезно. Большая часть дат по ранней русской истории, которым учат в…

  • Недодуманная мысль

    У каждой эпохи своя атмосфера, и я часто думаю, почему в одних мне душно, в других - свободно? Почему, хотя я представлю историю, как множество…