Брасид, спартанский полководец (brasid) wrote,
Брасид, спартанский полководец
brasid

Categories:

Религиозно-скотоводческое

Ещё пара воспоминаний из поездки в Якутию. Чтобы было понятно, в поездке мы собирали материалы о епископе Якутском и Ленском Зосиме (скончался после литургии 9 мая 2010 г . в возрасте 46 лет).

Обнаружили удивительную вещь: владыка никогда не спорил с двоеверцами. То есть, даже напротив, в деревнях вспоминают, что владыка приезжал и говорил, что вот посмотрите, у нас есть Бог-Творец и у Вас - Юрюнг Айыы тойон, творец мира, и дальше приводил похожие параллели (у нас ангелы, у вас...). Так что мы одному Богу, считай, молимся. Для меня лично это было весьма удивительно, ведь говорил не абы кто, а епископ. Поинтересовался я мнением нынешнего владыки Романа, получил ответ: сам, когда приехал, долго понять не мог, но потом прочёл, что ещё святитель Инннокентий писал: двоеверие на ранней стадии духовного развития (читай, обращения) - это нормально, и даже правильно. Ни в коем случае нельзя сразу топором обрубать связи человека с его традицией. Всё должно происходить постепенно и мягко. Конечно, нужно объяснять, но спокойно, и когда человек уже готов.

Более того, один из друзей владыки рассказал следующую историю: однажды в поездке владыку Зосиму сопровождало несколько молодых священников. В одной деревне, во время службы, они набросились на прихожан с проповедью насчёт кормления огня и прочая. Владыке Зосиме стало сразу как-то неудобно, на лице появились слёзы, причём было видно, то это слёзы стыда за своих соратников. Потом он долго шушукал с излишне ретивыми в углу. Вот так.

Теперь скотоводческое. В центральной Якутии много коров и лошадей. Очень много. Много больше, чем я где-либо видел. Причём пасутся они без пастухов, сами по себе. Там, напомню, зима длится долго, а морозы под 60. Поэтому в Якутии лошади свои, якутские. Причём эти твари и зимой также сами по себе бегают и еду находят. В минус 60. Вообще-то, в якутии есть и своя порода коров, но их уже почти не осталось. Коровы там теперь самые обычные, причём, что интересно, породы разные в разных областях (там это называется улусом): в одной - все рыжие, в другой - чёрно-белые. Настоящие якутские коровы - маленькие. Говорят, держать нерентабельно нынче.

А с лошадьми вот какая история. Бегают там эти лошади дикими мустангами, потому что на большинстве - не ездят (ездовых как раз при доме держат), а едят. Жеребятина - самая распространённая еда. Причём, с другой стороны, спроси любого якута, конь для них - священное животное, которое трогать, конечно, никак нельзя. На вопрос, и когда же, собственно, жеребёнок, которого едят, становится конём, который священен, спокойно отвечают - ну, где-то около года... Кстати, жеребятина вкусная - свидетельствую. Но жирная - попробуй без жира при минус пятидесяти...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    За последнее время несколько раз пришлось объяснять, может, и тут кому будет полезно. Большая часть дат по ранней русской истории, которым учат в…

  • Недодуманная мысль

    У каждой эпохи своя атмосфера, и я часто думаю, почему в одних мне душно, в других - свободно? Почему, хотя я представлю историю, как множество…

  • Вопрос

    Вопрос из мёртвого журнала: какие документальные фильмы Вы смотрели? Не из тех, что по телевизору краем глаза, не науч-поп, а вот чтоб посмотрели и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments